Пятница, 29.03.2024, 00:03

Школьные годы чудесные!

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
...
ЕГЭ по химии требует осознанного выбора и подготовки

Руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по химии, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений Аделаида Каверина рассказала РИА Новости о том, какими будут задания этого госэкзамена в 2012 году.
 
Аделаида Александровна, экзамену по химии в СМИ уделялось не слишком много внимания. Не могли бы Вы рассказать о нем поподробнее.
Мы полагаем, что ЕГЭ по химии выбирают те выпускники, которые намереваются продолжать свое образование по одной из специальностей, связанных с химией. Таких специальностей насчитывается 119, причем по целому ряду из них экзамен считается профилирующим.
Экзамен проводится с использованием стандартизованных контрольных измерительных материалов, которые включают задания, различные по форме предъявления условия и виду ответа, по уровню сложности и способам оценки их выполнения. КИМ строятся на учебном материале основных разделов курса химии, составляющих содержание любого действующего учебника химии для средней школы. При этом обязательно учитываются используемые в практике изучения химии способы контроля знаний и умений. Это позволяет обеспечить равные возможности для всех выпускников, сдающих экзамен.
Качество КИМ должно в максимально степени обеспечивать решение главной задачи ЕГЭ: определить насколько уровень подготовки выпускников соответствует требованиям стандарта общего образования.
 
Интересно, кем создаются такие КИМы?
Их создание непростое дело, в котором принимает участие широкий круг квалифицированных специалистов. В первую очередь это члены федеральной комиссии разработчиков КИМ по химии. В составе комиссии кандидаты наук — научные сотрудники РАО и преподаватели московских вузов, а также учителя высшей категории школ Москвы и области, опытные методисты из регионов. Гарантией качества КИМ служит их многократная экспертиза специалистами-тестологами, а также научно-методическая. Эта экспертиза каждый год проводится профессорами и преподавателями ведущих вузов России.
 
Изменились ли КИМ за годы проведения экзамена?
За 10 лет, на протяжении которых проводится ЕГЭ по химии, КИМы постоянно совершенствовались. Но и теперь, когда экзамен получил признание как объективная форма проверки и оценки подготовки выпускников, комиссия продолжает совершенствование заданий. С этой целью, прежде всего, проводится анализ результатов экзамена. Он позволяет выявить те задания, успешность выполнения которых оказалась особенно низкой. Далее выясняется, в чем состоит причина таких результатов. Одной из возможных причин иногда может оказаться само задание, которое сформулировано недостаточно четко и корректно. В таком случае оно подлежит либо корректировке, либо замене. К счастью такое случается весьма редко. Тем не менее, в заданиях исправляются даже незначительные и мало заметные неточности.
Серьезное значение мы придаем организации канала обратной связи с региональными учителями и методистами, от которых во многом зависит успешность подготовки и сдачи экзамена выпускниками. Мы получаем от них и внимательно рассматриваем немало конкретных предложений по совершенствованию заданий. С каждым годом связь с регионами укрепляется, а ее результаты становятся все более и более продуктивными.
 
Изменилось ли содержание заданий для ЕГЭ-2012 по сравнению с прошлым годом?
Структура осталась такой же, как и в предыдущие годы. Незначительно изменилось лишь общее число заданий в ней, а также формы предъявления условия. В каждом из вариантов работы выделены три части. При переходе от одной части работы к следующей уровень сложности заданий повышается. Вместе с тем все задания ориентированы на проверку не только усвоения теоретического и фактологического материала курса химии, но также сформированности важнейших умений. В числе этих умений: классифицировать изученные вещества и реакции; определять степень окисления химических элементов, вид химической связи в соединениях; объяснять взаимосвязь состава, строения и свойств веществ и так далее.
Часть 1 включает задания с выбором ответа. Их число уменьшилось с 30 до 28 за счет исключения дублирования заданий. Задания Свыборомответа проверяют усвоение значительной части содержания курса. Они разнообразны по форме предъявления условия: в одних случаях оно сформулировано в виде вопроса, в других — в виде утверждения, либо двух суждений. Но в каждом из них предложено четыре варианта ответа, среди которых только один является правильным. Результатом выполнения заданий данного типа является подтверждение правильности именно этого одного ответа, выбор его из четырех предложенных. Таким образом, по характеру действий, которые необходимы для их выполнения, они считаются наиболее простыми.
В части 2 представлено 10 заданий с кратким ответом. Эти задания имеют повышенный уровень сложности и предусматривают анализ большого объема сведений о свойствах веществ и химических элементов, о закономерностях и сущности изученных типов реакций. Другая особенность заданий состоит в том, что в их содержании ответ в готовом виде не сформулирован. Его нужно установить в ходе выполнения задания и записать в строгом соответствии с установленными правилами.
Часть 3 содержит 5 заданий с развернутым ответом, которые являются самыми сложными в экзаменационной работе. Они предусматривают комплексную проверку усвоения нескольких элементов содержания из различных разделов курса химии. Комбинирование элементов содержания в этих заданиях является их особенностью. Выполнение заданий с развернутым ответом предусматривает самостоятельное формулирование ответа, который должен выявлять причинно-следственные связи между отдельными элементами знаний, содержать необходимые выводы и аргументы в пользу выдвинутых положений. В работе 2012 года изменение коснулось только одного задания этой части — задания С2, которому отводится роль «мысленного эксперимента». Впервые в практике экзамена его условие предложено в форме описания конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемый должен будет представить в виде уравнений соответствующих химических реакций. Максимальный балл за выполнение этого задания остался таким же, как и в работе 2011 года.
Изменение условия этого задания было принято на основе анализа мнений экспертов, членов научно-методического совета ФИПИ по химии, методистов и учителей.
 
Аделаида Александровна, нередко можно слышать, что результаты ЕГЭ не отражают реальных знаний выпускников и не позволяют правильно осуществить их отбор для продолжения образования в вузах. Как Вы относитесь к таким утверждениям?
Надо сказать, что в большинстве случаев они основываются на непроверенных или недостоверных сведениях. Возможно, что это вызвано недостатком объективной информации. Между тем, на основе тех сведений, которыми мы располагаем, дело в отношении ЕГЭ по химии обстоит несколько иначе. Наиболее показательными, с нашей точки зрения, являются мнения о ЕГЭ по химии самих экзаменуемых, а также работников вузов, студентами которых становятся выпускники.
В 2011 году впервые было выяснено мнение непосредственных участников экзамена по химии. Анализ оценок и высказываний, которыми они обменивались в интернете, показал широкий спектр мнений: от категорически отрицательных до одобрительно положительных. Оказалось, что выражают недовольство экзаменом выпускники, не имеющие даже элементарных знаний по химии. Вероятно, они просто оказались к нему неподготовленными. Прямо противоположное мнение высказывают другие, считающие, что, если к экзамену серьезно и заблаговременно готовиться, то его вполне спокойно можно сдать. Это как раз те выпускники, которые успешно сдали экзамен.
Что же касается работников вузов, то за последние годы их отношение к ЕГЭ существенно изменилось в лучшую сторону. В этом мы лишний раз убедились, когда познакомились с результатами исследований, проведенных в одном из ведущих вузов страны — МИСиС. Они были проведены с целью выяснить, насколько достоверно результаты ЕГЭ по химии отражают уровень подготовки абитуриента и его готовность к продолжению изучения химии в высшей школе. Наиболее интересные, на наш взгляд, выводы были получены при сравнении уровня подготовки и учебных достижений студентов, сдававших и не сдававших ЕГЭ по химии. Оказалось, что результаты экзамена хорошо коррелируют с уровнем подготовки по химии, которые демонстрируют студенты в ходе их дальнейшего обучения. Это позволило авторам исследования сделать вывод о том, что единый госэкзамен по химии доказал свою состоятельность.
Разумеется, мы далеки от мысли, что ЕГЭ по химии больше не нуждается в совершенствовании. Проблемы, требующие однозначных, понятных всем решений, еще не исчерпаны. Мы продолжаем поиск таких решений и готовы к открытому диалогу со всеми, кого волнует судьба ЕГЭ по химии.
 
РИА Новости
Форма входа
Wikipedia
Поиск
Архив записей
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119
Таймер
Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz