Пятница, 29.03.2024, 17:29

Школьные годы чудесные!

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
...
В ЕГЭ по обществознанию усилены творческие задания

Один из самых популярных предметов, который выбирают старшеклассники для сдачи единого государственного экзамена — обществознание. О том, каким будет ЕГЭ по этому предмету в 2012 году, в интервью РИА Новости рассказала ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию Анна Лазебникова.

Анна Юрьевна, ЕГЭ по обществознанию регулярно выбирает большое количество выпускников. Чем, на Ваш взгляд, это можно объяснить?
Действительно, ежегодно число сдающих единый экзамен по обществознанию превышает 400 тысяч. Можно сказать, что среди экзаменов по выбору он наиболее массовый. Объясняется это просто — результаты ЕГЭ по обществознанию требуются на большое количество специальностей в вузах и ссузах. Такая востребованность имеет свои причины. Общественные науки — это большая семья дисциплин. Каждая из них является базой для подготовки широкого круга специалистов — социальных работников, юристов, экономистов, управленцев, финансовых работников, социологов и многих других. Изучать каждую из общественных дисциплин как самостоятельный учебный предмет в школе невозможно, учебный план нашей школы и так считается одним из самых перегруженных. Школьное обществознание интегрирует базовые знания из различных общественных наук. Отсюда понятно, почему этот предмет сдают, к примеру, и будущие специалисты в таможенном деле, и те, кто собираются стать профессионалами в области рекламы, издательского дела, правоохранительной деятельности.
 
Есть мнение, что рамки ЕГЭ слишком узкие для гуманитарных предметов, к которым относится и обществознание. Как Вы относитесь к этой точке зрения?
Отчасти эта позиция справедлива. К примеру, ценностные ориентиры, мировоззренческие установки выпускников, сложившиеся, в том числе, и под влиянием изучения предмета, не могут быть выявлены, а тем более оценены в баллах с помощью системы стандартизированных заданий. Но перед экзаменом по обществознанию и не стоит такая задача. Даже в тех случаях, когда экзаменующиеся, выполняя задания части С, высказывают ценностно окрашенные суждения, дают оценки тем или иным явлениям, оценке подлежит только характер и обоснованность аргументации собственной позиции. Вместе с тем форматы вполне соответствуют задачам определить, в какой мере выпускники овладели теоретическими знаниями, системой научных представлений о современном обществе, широким комплексом умений, связанных с анализом, интерпретацией, оценкой социальной информации. Согласитесь, это не так уж мало.
 
О сложности ЕГЭ по обществознанию высказываются противоположные точки зрения. Одни считают этот экзамен легким, другие уверенны, что его следует отнести к наиболее сложным. Вы как считаете?
Вообще понятие «трудность» достаточно субъективно. Для кого-то практически все задания экзаменационной работы вполне посильны, а кто-то затрудняется уже при выполнении базовых заданий части А. Но в целом я считаю, что наш экзамен в наиболее «простой» его части можно назвать очень щадящим. Есть определенный круг заданий, которые выполняются подавляющим большинством выпускников. Об этом говорят и цифры. К примеру, число тех, кто не набрал минимального балла по предмету, составляет всего 4%.
В то же время в части С есть трудные задания, выполнение которых требует мобилизации всего накопленного потенциала знаний и умений. К таким заданиям можно отнести написание эссе, задания-задачи, задания, требующие конкретизации положений и выводов фактами общественной жизни, типичными ситуациями и тому подобное. С такими заданиями справляются немногие. Поэтому и число «стобалльников» по нашему предмету невелико. В 2011 г высший балл получил 31человек.
 
ЕГЭ начал оказывать влияние на методики преподавания предметов в школе. Как Вы оцениваете влияние госэкзамена по обществознанию на практику обучения предмету?
Это влияние я оценила бы как неоднозначное, точнее противоречивое. С одной стороны, очевидны положительные эффекты. Учителя все меньше занимаются простой трансляцией знаний и существенно больше внимания начинают уделять формированию комплекса предметных умений. Это очень важный сдвиг в направлении компетентностной модели образования.
Применительно к обществознанию есть еще один позитивный результат. Сегодня преподаватели ориентируют выпускников на усвоение все разделов содержания. До введения ЕГЭ нередко приходилось сталкиваться с фактами «выборочного» изучения предмета: учителя останавливались лишь на тех темах и разделах, которые им самим были интересны и где они чувствовали свою достаточную подготовленность. Нельзя не отметить и того, что разнообразие моделей заданий ЕГЭ по обществознанию обогатило методическую палитру педагога.
Вместе с тем проявляют себя и отрицательные моменты. Уже отмечалось, что в рамках ЕГЭ не проверяются отдельные компоненты подготовки. Уходят они в ряде случаев на задний план и в практике преподавания. В частности, важные блоки, связанные с формированием ценностных ориентиров личности; ряд умений, например, вести дискуссию, раскрывать тему в рамках проектной деятельности. Очень важно, чтобы в обозримом будущем итоговая аттестация в форме единого экзамена была дополнена другими формами, позволяющими учесть иные образовательные достижения выпускников.
 
Ежегодно в контрольные измерительные материалы ЕГЭ по различным предметам вносятся определенные изменения. Какие изменения были внесены в КИМ по обществознанию в 2012 году?
В нынешнем году сокращено число заданий с выбором ответа (с 22 до 20). Мы ведем последовательную линию на уменьшение этой доли заданий с выбором из четырех представленных позиций, поскольку именно здесь наиболее велика возможность угадывания верного ответа. Это долгое время было главным предметом критики ЕГЭ. Усложнено задание В2. В нем предполагается выбор двух позиций, выпадающих из представленного ряда. На позицию В8 вводится новое задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. Полное правильное выполнение этого задания в оценивается 3 баллами. Результаты ЕГЭ показали реальную сложность этого задания для выпускников. О необходимости повышения итогового оценочного балла говорили многие преподаватели и эксперты во время августовской конференции, проводимой ФИПИ.
Среди стратегических направлений совершенствования ЕГЭ по нашему предмету я бы выделила два. Во-первых, это расширение в экзаменационной работе комплекса заданий по выявлению умений применять полученные знания для ориентации в социуме, для анализа и оценки типичных ситуаций и практик. Разработка в рамках этого блока заданий, где в качестве источника информации используются наряду с научными и учебными текстами отобранные материалы СМИ по актуальным вопросам жизни общества. Это позволит выявлять главное — способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных собственных жизненных задач.
Второе направление связано с совершенствованием критериев оценки заданий части С. Такую работу мы ведем постоянно. Но принципиальным шагом стало бы дополнение в критериях единичных примеров указаниями на класс объектов, явлений, процессов, которые могут быть использованы учеником в ответе. Поясню. Сейчас в критериях оценки, требующих иллюстрации, конкретизации выводов приводятся возможные отдельные примеры, но на самом деле таких примеров может быть множество. Это и подтверждают ответы учащихся. Эксперты вынуждены соотносить самые разные примеры выпускников с единственным вариантом, приведенным в критериях и всякий раз решать вопрос: действительно ли эти факты могут служить иллюстрацией данного тезиса. Указание же на группу, класс объектов, которые могут быть примерами, поможет экспертам объективно оценить ответ выпускника.
 
РИА Новости
Форма входа
Wikipedia
Поиск
Архив записей
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119
Таймер
Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz